PageRank — это метод вычисления веса страницы путем подсчета важности ссылок на нее. PageRank – самый часто употребляемый термин в среде оптимизаторов. Не в последнюю очередь и потому, что PR связан с понятием «релевантность», а повышение релевантности - фактически цель работы по продвижению сайта. Самое главное, что нужно знать о расчете классического PageRank это: 1. Формула расчета:
где PRp1 – PageRank анализируемой страницы, p1,p2,...,pN – рассматриваемые страницы, M(pi) множество страниц, которые ссылаются на pi, L(pj) число исходящих ссылок на странице pj, N – общее количество страниц, d – понижающий коэффициент. 2. В расчете участвуют страницы (документы), а не сайты. Т.е. такого понятия как «сайт» в принципе не существует. Соответственно, учитываются внутренние ссылки на сайте. Как следствие, чем больше страниц на сайте, тем выше PageRank сайта. (см. статью) 3. В расчете не участвуют тексты ссылок, тематика ссылающегося сайта тоже не принимается во внимание.
PageRank и вИЦ Яндекса
У Яндекса существует собственный показатель, напоминающий по технологии расчета PageRank. Это «взвешенный индекс цитирования» - вИЦ. Конечно же, у него есть отличия от классического PR. Из своего опыта автор может сказать, что при расчете вИЦ как аналога PR Яндекс придает различное значение внешним и внутренним ссылкам. Это отчетливо наблюдалось, когда по результатам эксперимента решающее значение сыграло количество ссылающихся сайтов, а не страниц. По итогам эксперимента первые места в сравнительной выдаче заняли сайты с 2-3 ссылками, но с разных сайтов, а не сайты с 7-10 ссылающимися, но с одного домена. Ссылающиеся страницы были примерно одинаковыми по весу. Косвенно различия в учете ссылок при подсчете вИЦ подтверждает еще и тот факт, что в выдачу Яндекса по одному запросу не могут попасть 2 страницы с одного и того же сайта, только самая релевантная из них – остальные будут скрыты за ссылкой «еще с сайта». На практике разница вИЦ и PR выражается в вопросе: насколько близко значение PR к значению вИЦ? Если переформулировать его с позиции исследователя: если у двух страниц PR равен 2 и 5 соответственно, то означает ли это, что и значения виЦ отличаются примерно в такой же пропорции? В первую очередь, ответ надо искать в технологиях расчетов и формате отображаемых результатов. Начнем с последнего. Посмотрим на следующую таблицу:
Если действительный вес PageRank между
То тулбар показывает
Среднее значение интервала
0,00000001 и 5
1
2,5
6 и 25
2
15,5
26 и 125
3
75,5
126 и 625
4
375,5
626 и 3125
5
1875,5
3126 и 15625
6
9375,5
15626 и 78125
7
46875,5
78126 и 390625
8
234375,5
390626 и 1953125
9
1171876
больше 1953126
10
-
Из таблицы видно, что шкала, на основе которой отображается PR в тулбаре – нелинейная. Например, есть две страницы с PR=3 и PR=4. Реальный вес второй страницы может быть больше в 5 раз, а может всего лишь на немного превосходить вес первой страницы. Соответственно, если мы возьмем две страницы с PR=3 и PR=6, то отличия могут быть минимум в 3126/125=25 раз, максимум – в 600 раз (15625/26), ну а в среднем – в 125 раз. В итоге, может сложиться интересная ситуация. Например, при покупке ссылки мы оцениваем 2 площадки: 1. PR=4, исходящих ссылок – 5. 2. PR=5, исходящих ссылок – 30. В итоге вес, передаваемый ссылкой с первого сайта будет равен (375/5)*0,85=63,835 у.е., вес ссылки со второго сайта = 53,139 у.е. Хотя изначально казалось, что второй сайт привлекательнее. Однако так вот напрямую использовать PR в расчетах не стоит, т.к. база проиндексированных сайтов у двух поисковых сильно различается, соответственно в расчетах PR и вИЦ участвуют несколько отличающиеся группы сайтов, и численное значение показателей будет также отличаться.