Обживаемся в "Матрице"
Уходящий
год в истории российского интернет-маркетинга можно смело назвать
"годом Матрикснета". Хотя запущена система машинного обучения Яндекса
была еще в 2009, оптимизаторы "знакомились" с ней весь год. Сотрудники
Яндекса им в этом помогали как могли, провели даже первую собственную
технологическую конференцию. Однако, только к концу года в обсуждениях
стал заметен сдвиг
в оптимизаторском миропонимании: специалисты наконец прониклись идеей,
что факторов ранжирования стало много, сочетаются друг с другом они в
разных случаях по-разному, "философский камень" искать бесполезно, надо
"комплексно работать с сайтом".
Автоматизация процессов - это тенденция, естественная для любой области
человеческой деятельности, но SEO - область особая, склонная к
парадоксам. Здесь автоматизация не только облегчила жизнь профессионалам, но и усложнила ее.
Войну за пользователя в 2010 году вели как минимум три системы -
"Сеопульт", ROOKEE, WebEffector. Периодически на горизонте появлялись
Мегаиндекс и Маремото, но эти сервисы скорее нишевые, чем массовые.
Сервисы вводили новые функции, нанимали в штат "звезд" рынка, выступали
на
конференциях и отраслевых выставках, организовывали их сами, а к концу
года даже вышли в оффлайн: у "Сеопульта" - постеры в вагонах метро, у
"Вебэффектора" - реклама в газете "Метро".
Следим за поведением
Гонка
вооружений в области закупки ссылок, естественно, не могла не привлечь
внимание Яндекса. В итоге на осенней Optimization.ru Садовский вынес
"SEO-ссылкам" окончательный приговор, упомянув, что уже сейчас в топ-20
наиболее влиятельных факторов ранжирования всего два ссылочных. Бизнес,
основанный на торговле ссылками, должен, по его словам, умереть в
ближайшие два года,
а влиять на выдачу смогут только те покупные ссылки, которые "похожи на
рекламу" и по которым переходят живые пользователи.
Чтобы отобрать у ребенка игрушку и не получить истерику, надо
переключить его внимание на что-то другое. Яндекс, как опытный педагог,
переключил оптимизаторов на размышления о "поведенческих факторах". На позиции сайта теперь влияет поведение пользователя на поисковой выдаче и на самом сайте.
Какое именно поведение - в этом главный вопрос. Плохо ли, когда
посетитель узнает телефон прямо из сниппета и набирает его? Или видит
его на первой странице сайта и тоже набирает, уходя с сайта и дав +1 к
"показателю
отказа"? Или все-таки кое-что зависит от тематики сайта, от типа
запроса?
Автоматизация пока не сдается - уже появилась биржа "пользовательского
поведения". На нескольких оптимизаторских форумах предлагался сервис,
позволяющий купить пользовательские переходы на сайт в выдаче и
некоторое время "хождения по сайту". Профессиональная общественность
отнеслась к сервису скептически, а администрация форумов достаточно
быстро удалила темы.
Учимся использовать блоги и соцсети
Социальные
медиа пока производят больше шума, чем эффекта. В 2010 году на
российский рынок ворвался Facebook, по-прежнему популярным остается "В
Контакте", но продвижение там до сих пор ограничивается созданием
брендированной группы и массовым приглашением в нее пользователей,
которое очень похоже на спам. Эффективно использовать "В Контакте" получается в первую очередь
у интернет-магазинов (говорят, например, что неплохо продаются
горящие путевки, туры, авиабилеты). Но пока присутствие компаний в
соцсетях организуется по принципу "чтобы было".
Продолжает потихоньку умирать блогосфера. Liveinternet давно превратился
в социальную сеть, "Интернет в Интернете" не хуже "В Контакте". ЖЖ в
уходящем году не пинал только ленивый. Число фейковых аккаунтов,
комментариев ботов, спама и сплогов давно превысило количество
"человеческих" записей. Дальнейшее развитие блггинга скорее всего пойдет
по западному пути: там блог - это не личный дневник "о жизни", а
трибуна колумниста, инструмент построения персонального бренда в той или
иной отрасли. Символичным
стало появление в 2010 году "Блогуна для соцсетей" - биржи socialtools.ru.
Другая группа сервисов, которую нельзя не отметить в связи с блогами и соцсетями - инструменты мониторинга репутации.
В этом году появились сразу четыре. "Крибрум" от "Ашманов и партнеры",
который умеет даже различать отрицательные, положитиельные и нейтральные
отзывы. Почти одновременно - IQbuzz. В январе 2010 вышел на рынок
youscan.ru, чуть позже - wobot.ru.
Готовимся к новому фронту работ
В следующем году социальные сети и микроблоги скорее всего станут для интернет-маркетологов актуальны в новом смысле: как источники "социальных сигналов" для поискового ранжирования.
Социальные сигналы - это ссылки из Твиттера, "лайки" в Facebook,
ретвиты, "поделения ссылкой" в самых разных социальных сервисах. Кстати,
у Яндекса уже тоже есть своя кнопка "поделиться ссылкой на я.ру". Не будет лишним устанавливать ее вместе с другими социальными плагинами.
Важным достижением Яндекса за 2010 год является достижение соглашения с
Facebook и "В Контакте" об индексации информации их этих социальных
сетей. На белорусской SEO-конференции Александр Садовский обмолвился о
том, что "персонализация поиска" уже не за горами, что, возможно, в 2011 году "что-то появится", и различаться будет выдача даже у "находящихся рядом друг с другом" пользователей.
Google работает в направлении персонализации поиска уже давно, но
"индивидуальной выдачи" он не предоставляет и не стремится
предоставлять. Google много экспериментировал с сервисами, которые
позволяют пользователю оценивать выдачу и на основе этих оценок получать
ее персонализацию. Но вместо этого персонализация пошла в другом
направлении - подмешивании в выдачу контента из социальных сетей на основе пользовательских связей в этих сетях.
|