В последние несколько лет количество
доменных имен в рунете ежегодно увеличивается более чем в полтора раза.
Сейчас, по статистике крупнейшего российского регистратора доменов
Ru-Сenter, в рунете насчитывается более 2,15млн доменных имен. Не
сильно отстает по темпам роста и уровень проникновения интернета в
России: в 2009г. согласно прогнозу «Финама»
полугодовая аудитория рунета составит 48%населения страны, а к 2011г.
достигнет 62%. Уровень проникновения широкополосного интернет-доступа,
по оценке той же компании, составит к концу 2012г. 41%в целом по
России и 81%в Москве.
При таком росте спрос на интернет-рекламу
тоже возрастает. Весь этот рынок в 2008г. составлял, по оценке
Mindshare Interaction, 14,7млрд руб., а в этом увеличится до 20,6млрд
руб. Многие рекламодатели перераспределяют бюджеты, отказываясь от
более дорогих носителей в пользу более экономичной интернет-раскрутки.
На похожем, но все же отдельном рынке услуг поисковой оптимизации (Search Engine Optimization, SEO) ситуация такая же: спрос на эти услуги только растет.
Поисковик напрокат
Клиенты
обращаются к компаниям, занимающимся поисковой оптимизацией, чтобы
улучшить позиции своего сайта в результатах поиска по тем или иным
ключевым словам. Выяснив интересующие клиента ключевые слова,
компания-оптимизатор приступает к работе, которая складывается из двух
основных направлений. Во-первых, это работа с самим продвигаемым сайтом (изменение
текстов для лучшей индексации поисковыми системами, структуры сайта и
т. п.), во-вторых— покупка внешних ссылок на сайт, улучшающих его
позицию в выдаче.
В любой поисковой системе у каждого сайта есть
условный рейтинг, зависящий от многих факторов и влияющий на позицию
сайта в результатах поиска. Один из способов повысить этот рейтинг—
размещение (чаще
всего за деньги) ссылок, ведущих на этот сайт, на других сайтах с
высоким рейтингом. По сути дела, SEO предполагает подстройку сайта под
механизмы поисковика таким образом, чтобы тот счел интересующий клиента
сайт наиболее подходящим под данный конкретный запрос и присвоил ему
выгодную позицию в выдаче.
Некоторые компании оказывают и услуги
иного рода, занимаясь черным SEO, когда для продвижения используются
откровенные ошибки и недоработки поисковых систем. За использование
методов черной оптимизации поисковики обычно наказывают владельцев
сайтов, и очень серьезно— вплоть до пожизненного удаления их из своих
списков.
Еще в последней трети 2008г. наметилась тенденция:
компании-рекламодатели стали предпочитать не создавать спрос на свои
товары и услуги, а пользоваться уже сформированным на рынке. Целевые
интернет-аудитории, испытывающие потребность в тех или иных товарах или
услугах, готовы принимать быстрое решение об их приобретении; такую
возможность им предоставляют именно поисковые системы. По этой причине
многие рекламодатели предпочитают SEO обычной интернет-рекламе.
На 100позиций вверх
По
подсчетам NetPromoter, в 2008г. средний чек оплаты услуг SEO в России
составлял 50000руб., в 2009г. сумма незначительно увеличится. В цену
этой услуги входят два важных компонента: плата за аудит сайта и
выработку рекомендаций по его текстам и структуре плюс стоимость
размещения внешних ссылок. Чем популярнее запрос, в верхних результатах
которого клиент хочет расположить свой сайт, тем дороже обойдется
покупка ссылок. Влияет на цену и диапазон ключевых слов, по которым
нужно провести оптимизацию.
Сами поисковики в SEO никак не
участвуют и денег на этом не зарабатывают: все процессы оптимизации
основаны исключительно на использовании особенностей (а иногда и «дырок») поисковых систем сторонними компаниями.
Поисковая
оптимизация— крайне эффективный способ донести информацию о сайте до
целевой аудитории, хотя от момента размещения заказа на повышение его
позиций до первых результатов могут пройти недели, а то и месяцы. «Для
наших проектов принципиально важны ключевые слова, связанные с
ювелирной тематикой,— рассказывает технический специалист одной из
компаний, пользующихся услугами интернет-оптимизаторов.— За три месяца
нам удалось подняться с сотой позиции до первой в выдаче по ключевым
словам “ювелирная выставка”. По словосочетанию “ювелирные новости” мы
за два месяца заняли 1-е место в “Яндексе” и Google».
А
поскольку результат поисковой оптимизации становится виден уже через
две-три недели, владелец сайта сразу может оценить эффективность
вложенных в его раскрутку средств.
Дешевле и быстрее
Рост интереса клиентов к услугам SEO повысил и конкуренцию на рынке, рассказывает коммерческий директор
специализирующейся на SEO компании i-Media Сергей Петраковский. С
наступлением кризиса многие компании, занимающиеся поисковой
оптимизацией, начали пересматривать цены, предлагать иные антикризисные
условия продвижения (например,
сокращается срок достижения результата— вывода сайта в первую пятерку
или десятку), не переставая рассказывать клиентам о преимуществах
интернет-маркетинга.
По оценке i-Media, цены на «кризисном» рынке SEO снижаются в среднем на 10-20% в год. «Чтобы
быть конкурентными, мы стали больше вкладывать в ноу-хау, в разработку
софта, что позволило значительно снизить расходы на покупку ссылок,—
объясняет президент компании “Корпорация РБС” Павел Маурус.— Рост
числа клиентов снизил накладные расходы
на каждого из них. А техническая оптимизация [продвигаемых] сайтов была
сокращена до объема, достаточного, чтобы сайт не имел проблем с
продвижением и отображением содержимого».
Как ни парадоксально,
но удешевление услуг SEO отчасти связано также со снижением спроса на
эти услуги в отраслях, особенно пострадавших от кризиса, таких как
недвижимость, банки, продажа и аренда автомобилей, ипотека, добавляет
Петраковский. В этих областях сокращение бюджетов рекламодателей
привело к уменьшению конкуренции, а следовательно, и расходов,
необходимых для обеспечения высоких позиций клиентского сайта.
«Спрос
на SEO-услуги “Корпорации РБС” вырос в 2009г. в два-три раза [по
сравнению с прошлым годом]»,— утверждает Павел Маурус. Удвоился, по
его мнению, и весь рынок. Теперь компания Мауруса делает «оперативное продвижение» сайта за несколько недель, а не месяцев: в кризис это очень важно, ведь «многие
компании [клиенты] не имеют запаса прочности, исчисляемого месяцами».
Изменились и критерии оценки результата: в первую очередь должны
повышаться не позиции сайта, а продажи клиента, говорит Маурус.
«Количество заказчиков услуг продвижения сайтов в период кризиса продолжает увеличиваться,— подтверждает исполнительный директор компании “Ашманов и партнеры”
Алексей Никольников.— Большинство клиентов теперь измеряют
эффективность продвижения не только фактом нахождения сайта на первых
строчках в результатах поиска <...> но прежде всего внимательно
следят за превращением посетителей, [пришедших на сайт] с поиска, в
покупателей».
Выгоды и риски
Оплата услуг
SEO в кризис стала жестче привязываться к эффекту. Чаще всего размер
оплаты зависит или от позиции сайта в поисковой выдаче (чем выше сайт— тем больше денег), или от количества посетителей сайта, приходящих на него из поисковых систем.
В
этих условиях некоторые недобросовестные оптимизаторские компании
начинают хитрить с тарифными планами и гарантиями. Среди основных
трюков, по словам Никольникова, неоправданное расширение комплекса
мероприятий по продвижению. Например, сюда может включаться разработка
ключевых фраз, которые на деле не придут в голову ни одному
пользователю поисковика. Еще один вариант мошенничества— фальсификация
позиций сайта в отчетах о достигнутом результате. Доказать, что
компания солгала и сайт никогда не занимал указанной позиции, в
большинстве случаев невозможно, добавляет Никольников.
Все более
популярной становится схема, когда клиент платит оптимизатору за
каждого посетителя, перешедшего на его сайт с поисковых систем. Но, к
сожалению, поисковый трафик очень легко фальсифицировать при помощи
специальных программ, прокси-серверов или ботнетов (большого
количества зараженных специальным вирусом компьютеров), предупреждает
Никольников. Защититься от подобных действий SEO-компании клиент, как
правило, не может.
Ведомости